Поиск по названию

Главная / Отечественный рынок шин замер в ожидании изменений


Отечественный рынок шин замер в ожидании изменений

Шинный рынок России переживает довольно парадоксальный период. Раньше темпы экономического развития, обновление производства и уровень инвестиций влияли на рынок напрямую. То есть все было взаимозависимо: от общей ситуации в экономике зависел объем грузоперевозок в том числе и автомобильным транспортом, что, естественно, влияло и на расход шин. Но 2013 год стал необычным.

В целом российская экономика пусть по чуть-чуть, но растет. Согласились? Поэтому еще в январе никто из представителей шинного бизнеса не предполагал, какие сюрпризы преподнесет первое полугодие. Все понимали, что объем предложения по прошлому году превысил спрос, но не ожидали дальнейшего спада. Экономика же не падает. А статистика показывает, что по итогам первых шести месяцев 2013 года было реализовано всего 31,4 млн шин, или на 2% ниже прошлогоднего уровня.
Сюрпризы рынка

Но и это еще не все сюрпризы. Рынок продаж падает, а объемы производства шин растут. На прошедшем в сентябре в московском «Крокус Экспо» международном грузовом автосалоне COMTRANS 2013 эта тема была главной у производителей шин и их партнеров. По данным компании «Кордиант», уровень производства шин в России в первом полугодии увеличился на 3%, а реализация, напомним, упала на 2%. Некоторые лидеры рынка, как, например, Pirelli, нарастили выпуск шин вообще на 9%. Да и другие ненамного отстали: Michelin увеличил производство на 4%, Nokian – на 8%. Немного скромнее, но та же картина и у российских производителей: «Алтайский шинный комбинат» выпустил продукции на 4% больше по сравнению с 2012 годом, а шинная группа «Татнефть» – на 1%.

Возможно, производители исходили из того, что рынок шин показывал высокий рост спроса на протяжении трех лет. Транспортные компании и сегодня продолжают чувствовать себя относительно комфортно. Никакого снижения перевозок замечено не было, крупнейшие перевозчики отчитываются о незначительном, но все равно – росте: от 2 до 4%.

Никто из производителей не ожидал такого резкого спада. Многие, наоборот, рассчитывали потеснить импортеров, продвигая на рынке продукцию российского производства. Теперь же, когда новые линии запущены, компании решили взяться за продвижение своих брендов уже в новых условиях.

На складах к началу 2013 года оказались нераспроданными около 10% шин. И эта цифра продолжает расти. «В этом году рынок продаж не просто просел, этот год вообще можно назвать провальным, – сокрушается Александр Ельшин, коммерческий директор компании «Атлант», расположенной во Владивостоке. – Мы обсуждали этот вопрос с клиентами, партнерами, разбирали ситуацию по производителям. Многие считают, что рынок могли «подорвать» китайские производители».

Отечественный рынок шин замер в ожидании изменений

Импорт шин из Китая продолжает расти уже несколько лет подряд. В этом году количество завезенных в Россию шин китайского производства увеличилось на 37%. Ближайшие конкуренты – Сербия и Южная Корея – нарастили свое присутствие на 35% и 18% соответственно. Относительно новый игрок на российском рынке – Словакия установила своеобразный рекорд, увеличив предложение на 300%. Понятно, что прорыв Словакии объясняется эффектом новичка: слишком мала была исходная цифра.

В реальности же в России лидируют Китай и Южная Корея. Их совокупная доля на рынке достигла за первые шесть месяцев 33%. В прошлом году этот показатель составлял 25%. Поквартальная отчетность показывает, что азиатские гиганты – Triangle, Kumho, Hangzhou Zhongce Rubber, Maxxis – шаг за шагом «отрывают» по кусочку от разных сегментов. Продолжают увеличивать свое присутствие и западные бренды, такие как Continental и Michelin.
Экзамен на прочность

Но даже несмотря на рост производства внутри России, эксперты считают, что отечественным заводам предстоит пройти серьезный экзамен – потеснить китайских поставщиков и производителей. «Покупать шины так называемого экономсегмента россиян вынуждают невысокие доходы», – считает Александр Ельшин. Уровень доходов в регионах, по оценкам специалистов, вполне можно определить по количеству продаваемых там шин китайских производителей. К примеру, регионы средней полосы России покупают намного больше китайской продукции, нежели нефтедобывающие регионы Поволжья и Сибири. В богатых регионах, как и в Москве и Санкт-Петербурге, популярностью пользуются шины мировых брендов и премиум-класса. Это касается и легкового, и грузового транспорта.

Производителей на российском рынке делят по уровню цен и качеству. В сегмент премиум-класса входит продукция Bridgestone, Goodyear, Continental и Michelin. Вторая группа шин – в этом рейтинге чуть ниже, это «высокий средний уровень», в который входят японские, корейские и некоторые европейские производители – Dunlop, Hankook, Toyo и другие. Следующий уровень – средний класс, как правило, представлен восточноевропейскими заводами: Barum, Kormoran, Fulda, Sava и прочими. Ну и, наконец, популярный в регионах экономкласс поделили между собой российские и китайские производители. Лидерами среди россиян являются бренд «Кордианта» Tyrex и продукция завода «Нижнекамскшина». Китайцы же традиционно «атакуют» потребителя большим количеством торговых марок.

Резина из КНР к тому же часто бывает лучше российской, не говоря уж о более привлекательных ценах. В некоторых сегментах «китайцы» без особого труда заняли пустые ниши. Например, на рынке шин с цельнометаллическим кордом диаметром 20 дюймов, которые в России просто не выпускаются.

Покупатели знают, что китайские шины по своим эксплуатационным характеристикам не уступают шинам того же экономсегмента, произведенным в Европе или США. Этим и объясняется массовое «переключение» небогатых россиян на китайскую продукцию. Хотя, как отмечают эксперты, в России по-прежнему побаиваются китайской продукции из-за ее качества.
Валим все на ВТО?

Среди возможных причин резкого падения спроса называется не только интервенция мелких поставщиков с дешевой некачественной продукцией из Китая, но и приход на рынок новых игроков, привлеченных снижением таможенных тарифов. А также и экономия транспортных компаний, которые рассчитывали на бОльшую прибыль в этом году, но нестабильная экономическая ситуация негативно сказалась на рынке перевозок.

Некоторые участники рынка объясняют ситуацию с резким падением продаж вступлением России в ВТО. Объем импорта за прошедшие месяцы в стране увеличился на 45%. «Сейчас мы наблюдаем последствия совокупности целого ряда факторов: начиная от возможной пресыщенности рынка и заканчивая заходом на рынок новых производителей. Что бы ни произошло, надо признать: падение продаж было неожиданным и большая часть участников бизнеса не были готовы к этому»,  – констатирует Наталья Соколенко, менеджер компании «Север-Авто-М».

Снижение таможенных пошлин, естественно, сделало стоимость продукции для конечного потребителя более низкой. И азиатские бренды в первую очередь ударили по российским производствам компаний Continental, Yokohama, Nokian. Интересно, что в этой ситуации готовит к запуску свой завод в России и Bridgestone. Хотя и компания Nokian уже запустила на российском заводе новую линию, до конца 2013 года еще одну линию запустит Yokohama, выходящая на полную загрузку своих мощностей. Возможно, что в совокупности эти «россияне» сумеют вытеснить иностранцев с рынка, а вот когда это произойдет, пока не берется сказать никто.

Отечественный рынок шин замер в ожидании изменений

В этом году лидер российского рынка – «Татнефть», имеющая 18%, почувствовала на себе последствия вступления в ВТО. Новые иностранные производители сумели за счет снижения таможенных тарифов быстро «отхватить» значительную часть рынка. Но шинный рынок слишком разный, чтобы давать однозначные оценки происходящему. За последние месяцы на нем произошли изменения в долях, которые занимают разные сегменты: если объем продаж шин для легковых автомобилей уменьшился на 1%, то сегменты шин OTR вместе с шинами для легкогрузных машин выросли на тот же 1%.

Именно в сегменте, обслуживающем легковые автомобили, наблюдается наибольшая пресыщенность. И в этом, как говорят участники рынка, нет ничего плохого. «При всех минусах перенасыщенности рынка в происходящем есть свои плюсы. Рынок начинает вытеснять некачественную продукцию. Покупатели уходят от дешевого китайского ширпотреба, который в Россию завозили огромными партиями, зачастую предлагая его под видом хороших шин», – уверен Сергей Артюх, менеджер по продажам грузовых шин и дисков компании «Автоэксперт».

Сейчас, когда многие участники рынка чуть было не запаниковали, увидев резкое падение спроса, Россия все равно остается одним из самых привлекательных рынков сбыта в мире. Интерес к стране со стороны мировых лидеров это доказывает – крупнейшие мировые бренды открывают и наращивают свое производство именно в России.

Как считают эксперты, даже «просевший» больше остальных рынок легковых шин – импорт сократился за полгода на 9% – быстро восстановится. Производители уверены, что через некоторое время спрос в России начнет расти, и готовятся к жесткой борьбе за рынок. Остальные производители не намерены отставать от лидеров. Доказательством тому является рост производства за первое полугодие, достигший 3%, или 21,7 млн шин. «По нашим оценкам, в течение осени ситуация выровняется. Во всяком случае, все рассчитывают на то, что к декабрю удастся наверстать упущенное. Транспортный парк требует регулярной замены шин», – подчеркнула Наталья Соколенко.

При этом сами производители заявляют, что не ждут резкого скачка продаж. Сейчас подошло время менять шины на автомобилях, купленных в 2009–2010 годах, когда из-за кризиса резко упали продажи новых автомобилей. Оживления производители ждут через год-полтора. В 2014–2015 годах, по мнению участников рынка, рынок начнет активно восстанавливаться. А настоящая стабилизация на рынке начнется ближе к 2020 году, когда рост продаж шин будет в среднем составлять около 2% в год.

Источник: Topof.ru